Если говорить об аутизме, то мы погружаемся в область догадок и предположений. Есть множество версий и попыток объяснить, как функционирует нервная система ребенка при РАС (Расстройства аутистического спектра).
Важное отступление: прогрессивные родители и специалисты осмысляют проблему аутизма именно как проблему особого состояния ребенка, связанного с дисфункцией в работе ЦНС (центральной нервной системы). Когда мы говорим, что РАС – это заболевание, то попадаем в ловушку: ведь аутизмом нельзя переболеть и выздороветь, его нельзя вылечить. Но, если мы будем относиться к аутизму не как к тому, что надо вылечить, а начнем рассматривать это как совокупность феноменов, которые мы хотим компенсировать, минимизировать, научиться с ними взаимодействовать, то и задачи становятся более локальными, реальными и понятными.
Приведу пример. Родители, только столкнувшиеся с диагнозом РАС, как правило, переживают по поводу речи: «Он же будет говорить?». Очень их в этом понимаю. Ведь речь – это способ связи
с миром. Мучительно не понимать, что думает, чувствует, хочет твой ребенок. Проходит время,
у ребенка появляется речь, но она часто вовсе не такая, как ожидалось: ребенок не использует ее для коммуникации, много эхолалий (неконтролируемых автоматических повторений слов, услышанных
в чужой речи), речевых штампов, стереотипий.
Вроде как речь есть, но состояние никуда не делось. Сохраняется проблема контакта и коммуникации. Если мы попытаемся взглянуть на проблему речи у ребенка с РАС именно как на проблему коммуникации, тогда и задачи вырисовываются совсем другие. Не просто научить ребенка артикулировать, а «зажечь», пробудить потребность в совместности, взаимодействии. Если будет это, то будут и средства коммуникации, возможно, и речь тоже.